Что же остается сейчас в наследии Матвеева? Это портреты А. П. и И. А. Голицыных, находящиеся в частном собрании в Москве; два портрета Петра I в Эрмитаже и Павловском дворце. Остальные хранятся в Русском музее; «Автопортрет с женой», портрет Петра II, «Портрет мальчика» и «Портрет неизвестной».
Изучая портретное творчество художника, понимаешь, каким сильным источником было для него голландское искусство. Первые портреты, выполненные Матвеевым на родине, свидетельствуют, что из голландских мастеров самым авторитетным для него оказался Карл Мор.
Вскоре по приезде в Петербург молодой живописец создает парные портреты Голицыных — Анастасии Петровны и Ивана Алексеевича.
Возможно, заказ получен был от самой Голицыной, знавшей Матвеева еще со времен службы его отца при дворе. Знаменитая шутиха Екатерины I, представительница древнего богатого рода Прозоровских, она уже немолодой попала ко двору. Императрица ни на шаг не отпускала Голицыну от себя.
Случайность или добрая воля вовлекли Анастасию Петровну в дело царевича Алексея Петровича. Шутиху жестоко избили и выслали в ее имение. К Екатерине I она вернулась в 1722 году и до самой ее смерти выполняла роль статс-дамы.
Построив дом на Петербургской стороне, Голицына впоследствии оказалась соседкой Матвеева, который неподалеку получил маленькую мастерскую.
Когда Матвеев начал писать портрет Анастасии Петровны, он мысленно видел перед собой другой портреет — Екатерины I, исполненный когда-то Мором. Действительно, поставив рядом два этих портрета, убеждаешься, что они «родственники», только не совсем близкие. Сходство начинается с формата, с одинакового расположения фигур на холсте. Оно обнаруживается в таких деталях, как фон с легкими бегущими облаками. При беглом взгляде Екатерина I и Голицына внешне чем-то схожи: они почти одинаково одеты и причесаны даже на один манер. И дело не в том, что мода предписывала носить одинаковые платья и прически (кстати, в год создания портрета Голицыной придворные дамы украшали свои головы по-иному). Дело в желании Матвеева сохранить моровскую композицию как можно точнее. У Голицыной тот же квадратный вырез платья, что и у Екатерины. Так же наброшен на плечи плащ, одинаково подхваченный украшением-застежкой.
Но композиционное сходство не предполагает сходства манер. Еще при копировании портрета Петра I обнаружилось, что Матвеев обладал иным темпераментом, что он видел и чувствовал иначе, чем Мор.