Интересный обряд похорон мы наблюдали в 1957 г. в верховьях р. Вах (пос. Корлики). Покойник был одним из самых старых жителей поселка, поэтому похороны его были совершены по древнему обряду, — правда, с некоторыми отступлениями, которые здесь уже вошли в традицию (похоронили его в гробу, на могилу поставили крест).
Похороны состоялись на следующий день после смерти. Гроб из досок делал один из дальних родственников умершего (обычно гроб заказывали мастеру, но он в это время был чем-то занят). Крышка гроба плоская, из трех досок, сверху были набиты еще две доски. С момента смерти до похорон покойник лежал в чуме на оленьей шкуре, накрытый тканью. К нему приходили прощаться родственники.
На кладбище, расположенное в нескольких километрах от поселка, покойника повезли в гробу на лодке два старика (вниз по реке). Впереди шли еще три лодки, в которых везли чайник, столик, берестяные коробки с пищей, бересту. Провожающие шли на кладбище лесом.
Кладбище здесь старое, могилы расположены рядами, в каждом ряду похоронены однофамильцы. Почти на всех могилах стоят кресты, на некоторых — надгробные сооружения в виде домиков; часть могил покрыта берестяными полотнищами.
Гроб поставили головной частью на северо-запад. Около него сели ближайшие родственники мужчины, женщины сели в сторонке, разожгли костер, стали греть чай. Могилу копал один из близких родственников умершего. Сыновьям, как нам объяснили, копать могилу нельзя.
Затем с гроба сняли крышку и положили в него трубку, кисет, кремень, папиросы и кружку. Покойник лежал в гробу на оленьей шкуре, под голову ему положили платок, накрыт он был белой тканью.
Рядом с гробом поставили столик. В кружки и стаканы разлили вино, налили чай. Из одного стакана вино и из кружки чай старшая женщина вылила на землю рядом с гробом около головы покойного, приговаривая: «Пей, пей, старик, хороший чай, крепкое вино». После этого некоторое время молчали. Затем ему снова налили чай, так как старик любил чай.
Наконец и провожающие стали есть и пить, сначала старшие, потом младшие, женщины отдельно от мужчин. Никакой суеты, шума не было.
После поминок и проводов умершего стали гадать, кто и когда умрет. Для этого поднимали гроб с покойным. Сначала хотел это сделать старший сын покойного, но оказалось, что старше его двоюродный брат умершего, ему и было предоставлено право поднимать гроб. Он поднимал его за веревку, привязанную к той части гроба, где была голова покойника, при этом обращался к кому-нибудь и говорил: «Поднимаю для тебя». Если гроб поднимался легко, то человек должен был жить, если тяжело — вскоре умереть. Сначала гадали для старших родственников, затем для младших. В результате гадания получалось, что младшпе должны были пережить старших. Когда гроб был поднят для снохи умершего, было сказано: «Тяжелый был старик для Ульяны» (она ходила за ним последние годы, когда он был болен и слеп).
Старший сын попрощался с покойным, наклонившись над ним и послав воздушный поцелуй. Затем он и родственник, копавший могилу, подтесали гроб, чтобы забить крышку; они же забили ее, по гробу отрезали бересту для могилы. Все провожающие попрощались по очереди таким же образом, как и сын. В могилу положили три доски, на них опустили гроб, накрывая его берестой. Начиная с внука (от младшего к старшему) бросили по две (старики) или по три (молодые) лопаты земли в могилу в головах и ногах покойного, обойдя вокруг по часовой стрелке. Затем могилу зарыли, не разрешив внуку закапывать покойного. Поверхность сравняли с землей, закрыли берестой («чтобы вода не проникла»), положили на бересту три бревнышка, поставили палку для креста. Крест был поставлен через несколько дней, сноха покойного и еще одна женщина отвезли его на кладбище и устроили там поминки.
Возвращаясь с похорон, все переступали через специальный костер, разведенный на дороге с кладбища, одна из женщин положила поперек дороги бревно, — очевидно, чтобы загородить путь покойнику.
После похорон чум был переставлен на другое место. Старики объяснили, что это было сделано из-за дерева, которое упало рядом с чумом после грозы. Гроза разразилась в день смерти старика. Старики говорили: «Умер старый человек, поэтому Торум сердится и послал грозу».
На Бахе был обычай после смерти жены или мужа не жениться год или полгода; в 1950-х годах один хант нарушил этот обычай, за что старики его очень осуждали.