До нас дошло немного рисунков Соломаткина, по большей части они относятся к ранней поре его деятельности. Наиболее примечательным из них остается «В волостном правлении» (частное собрание, Москва; в альбоме А. Бурцева назывался «В суде»), выполненный тушью при помощи кисти. Он интересен по живописной технике работы пятнами. Рисунок не был доведен до конца, поскольку замысел его был исчерпан, а детали для художника были несущественны. Выразительны фигуры крестьян, сбившихся вместе, беззащитных перед начальством. Рисунок отмечен сатирической направленностью, пониманием того, как бесправны крестьяне, и того, что закон не на их стороне.
Рисунок «Ссора у дверей» (Русский музей) выполнен смешанной техникой; по карандашу художник проходит пером, вводит акварель, чтобы достичь выразительности. Сюжет близок к журнальной карикатуре шестидесятых годов. Пьяный мужчина замахивается палкой на женщину, мальчик, защищая мать, обороняется метлой. Сохранился набросок «Бродячие артисты» (частное собрание, Вологда),— беглый карандашный рисунок, обведенный тушью, остается незавершенным, поскольку выполнил свое рабочее назначение эскиза.
К более позднему времени можно отнести сценку «У ростовщика» (Свердловская картинная галерея). Женщина-горожанка с ребенком на руках пришла закладывать какую-то вещицу. Рисунок выполнен сангиной, обстоятелен, но беден по социальной характеристике. Возможно, он относится ко времени, когда Соломаткин в поисках средств к существованию вынужден был расписывать блюда. Два эскиза — «Парикмахерская» и «Портновское ремесло» — я видел в частном собрании: это рабочие эскизы, почти не имеющие художественной ценности.
В 1877 году Соломаткиным была выполнена «Сценка на улице» (частное собрание, Москва); возможно, сюжет ее не вполне самостоятелен, но тип босяка обращает на себя внимание, и хочется отметить превосходное владение художника техникой акварели. Из немногочисленных акварелей дошла до нас и незавершенная работа «Фонарщик» (Эрмитаж), также городская сценка, по драматизму своему напоминающая ранние рассказы Г. Успенского.
Иногда Соломаткин писал наброски кистью с детей, домашние и уличные сценки на случайных обрывках бумаги; но никогда рисунок не занимал у него главенствующего положения, находился в прямом подчинении у живописи, а позднее картина сочинялась художником сразу, без предварительного нанесения рисунка.
Это тем более любопытно, что на рисунок в шестидесятых годах обращалось пристальное внимание и жанр требовал четкого владения рисунком. Перов после окончания художественной школы еще долгое время штудировал рисунок. Соломаткин не мог того сделать, будучи до крайности необеспечен, да и не испытывал особой охоты. Его выручала исключительная зрительная память. Позже художник с сожалением говорил Ледакову: «…сгоряча я кое-как преодолевал трудности рисунка в первых своих картинах, а потом он себя начал давать знать все более и чувствительнее. Бьешься, бьешься иной, бывало, раз до того, что работа опротивит и идея из головы испарится…».