В военные годы Соломаткин с любовью бытописует жизнь инвалидов солдат, вышедших на пенсию, живущих в богадельне. В картине «За пенсией» (1878, частное собрание, Москва) по Соборной площади два старика, георгиевские кавалеры, направляются в казначейство за пенсией. Они помогают друг другу и пытаются держаться бодро; один опирается на костыль, второй — на палку. Нищая девочка на крыльце с любопытством поглядывает на них. Фигуры солдат написаны с любовью. Солнечная, нарядная сценка выполнена с явным добродушием. Выразительны и типичны лица старых ветеранов войны, обреченных на полунищенскую жизнь.
Хорошо знакома Соломаткину была жизнь военной богадельни. Судя по интерьерам, можно предположить, что произведения эти сложились в Москве, поскольку обстановка напоминает николаевскую военную богадельню в Измайлове. Ученики Московского Училища живописи, ваяния и зодчества работали там часто. Вероятно, Соломаткин и позднее бывал в этих местах, заимствуя также в окрестностях села Измайлова пейзажные мотивы.
В картине «Пора обедать» (1878, частное собрание, Ленинград) художник изображает, как старики в инвалидном доме нетерпеливо выжидают обеденного часа. Стрелки на часах подходят к двенадцати. Сейчас должны открыться двери столовой и дежурный впустит собравшихся. Инвалиды толпятся отдельными группами, переговариваются, нюхают табак. В передней чинно, парадно. Фигуры старых солдат, не расстающихся со своими наградами и воспоминаниями о прошлых походах, написаны с трогательной правдоподобностью. Хромые, безногие, на костылях, с палками, они вызывают чувство жалости. Юмор Соломаткина требует снисхождения к людям, что всю жизнь прожили в муштре, растеряли свою родню и теперь доживают век на покое. Картина подкупает композиционной построенностью, сдержанным зеленоватым колоритом.
К тому же времени относится «Церковь при военной богадельне» (частное собрание, Москва). Старички, георгиевские кавалеры, изображены в интерьере домашней церкви. Один из них читает богослужебную книгу «часы». Зеленоватый колорит, тонкая живопись, удачная группировка отличают и эту картину.
Любопытно, что в военные годы Соломаткин обратился не к героической тематике, а вспомнил то, чем грозит война ее участникам. Военные события навели его на грустные размышления, на подведение итогов, на сожаление о загубленных судьбах людей.