Знакомство с холстами Боонена позволяет утверждать, что, работая над высоким заказом, он оставался в русле тех традиций, которые сложились в голландском портретном искусстве начала XVIII века — искусстве, испытывавшем сильное влияние Италии и Франции. Голландские художники большими группами уезжали в эти страны и оставались там навсегда. Маленькие художественные академии, которыми сплошь покрывалась Голландия, основывали свое преподавание на подражании иностранным мастерам. Постепенно приходили к упадку жанровая картина и натюрморт. Многие художники работали для монастырей и церквей.
Портреты Боонена не отличают ни правдивость передачи характера, ни оригинальность решения. Это в меру идеализированные парадные изображения со всеми атрибутами, свидетельствующими о высоком положении заказчиков. Такие портреты сочинялись с оглядкой на устоявшиеся образцы. Сеансы были кратки по времени. Художники порой успевали сделать один-единственный набросок, а все остальное — фон, поза, одежда, регалии — выбиралось согласно «заданной теме». Так появлялись мужские аллегорические портреты на тему — «полководец», «воин», «ученый», «мыслитель»; и женские — персонажи мифологии «Диана», «Юнона», «Венера» и т. д.
Портреты, исполненные Бооненом, нравились именитым заказчикам из России. Матвеев получил задание их повторить. Когда холсты были завершены, их нарядили в золоченые рамы и отправили с письмом в Петербург.
Затерялись ли они в пути или дошли до места назначения — неизвестно. Возможно, они хранятся сейчас безымянными в одном из запасников какого-то музея. Если они вдруг отыщутся, то смогут ответить на вопрос: следовал ли Матвеев неотступно за своим учителем или, копируя, позволял себе свободно импровизировать.
В Голландии широко распространена была практика перехода от одного мастера к другому. Воспользовавшись ею, Матвеев попросил позволения уехать в Гаагу. Там жил и работал портретист Карл Мор (1656—1738). Надо полагать, что, еще учась у Боонена, Матвеев, наезжая в Гаагу, бывал в мастерской Мора, лично знакомого Петру I и Екатерине I.
Мор был известен и почитаем не менее Боонена. Современники заказывали ему картины на исторические темы, любили его натюрморты, но более всего отличали портреты. Слава Мора-портретиста перешагнула пределы Голландии. В 1702 году Нидерландские Штаты по просьбе Римской империи направили его послом в Венецию якобы писать портреты принца Эжена Савуа и одного из герцогов Мальборо. Написав их, художник получил звание кавалера Римской империи и право поместить свое изображение в галерее Уффици среди портретов знаменитых живописцев.
Петр I ценил Мора. Приехав в 1717 году в Гаагу, императорская чета побывала в его мастерской и заказала портреты. Русский царь повелел выполнить с них гравюры в Голландии и гобелены во Франции.